«Европроект Групп» - Эксклюзивный импортер сварочных аппаратов и пуско-зарядных устройств бренда GYS с 2005 года

Стальной заслон

Инстинкт самосохранения 

В 2006 году на 100 тысяч жителей нашей страны приходилось почти 25 погибших — по этому показателю мы опережаем всю Европу (Нидерланды — 5; Швеция — 5,4; Великобритания — 5,6; Норвегия — 5,7 и т. д.). В чем причина столь печальной статистики? 

Даже если нет возможности или желания зайти на соответствующий сайт, и точные цифры неизвестны, каждый участник движения видит, что творится вокруг. Опасность, исходящая от дороги, достигла некого предела, при котором «количество провоцирует переход в качество». Этот переход начинается, прежде всего, в головах наших сограждан. Л юдям уже очевидно, что принятая на высоком уровне программа повышения безопасности дорожного движения не соответствует динамике роста и усугубления проблем, и остается надеяться только на себя и свою машину. Срабатывает инстинкт самосохранения, и каждый старается максимально обезопасить себя и своих близких. 

Поиск индивидуальных решений породил широчайшую гамму подходов: от иконок на приборном щитке и освящения машины до моды на огромные джипы, способные противостоять в ДТП даже грузовикам.

Самым позитивным моментом этой тенденции стал рост интереса покупателей к техническим характеристикам автомобилей, определяющим их безопасность. Более всего интересуются вопросами безопасности покупатели автомобилей среднего класса. (Выбирая автомобиль премиум-класса, обычно доверяют бренду: высочайшая степень безопасности таких машин обычно уже «заложена» при их проектировании.) Можно надеяться, что по мере роста благосостояния этот интерес будет только нарастать. В результате и в России безопасность автомобиля станет одним из самых важных конкурентных преимуществ. Причем таким важным, что заставит уделять этому вопросу самое пристальное внимание не только зарубежных и отечественных автопроизводителей, но и авторемонтников (!).

В сохранении уровня безопасности ремонтируемого автомобиля решающая роль отводится кузовным участкам автосервисов. Этой теме наш журнал собирается посвятить ряд статей, первая из которых перед вами.

Слагаемые безопасности

На пути создания безопасного автомобиля уже сегодня достигнуты не просто впечатляющие результаты – можно с уверенностью сказать, что созданы автомобили, безопасность которых достигла совершенно иного уровня, основанного на слаженном взаимодействии элементов интеллектуальной системы защиты (IPS), условно делимых на пассивные и активные. 

GYSmi165.pngГлавным звеном, обеспечивающим требуемый уровень пассивной защиты, считают «капсулу безопасности» — жесткий, малодеформируемый каркас кузова, включающий в себя энергопоглощающую рулевую колонку и травмобезопасный педальный узел. Капсула должна сохранять при аварии жизненное пространство, снизить тяжесть последствий при столкновении и обеспечить оптимальную защиту для водителя и пассажиров. Вокруг этого каркаса располагают конструктивные элементы энергопоглощающего пояса. В обычной жизни они исполняют различные роли, но при аварии,«умирая», они деформируются, демпфируют, рассеивают, перераспределяют и отводят от капсулы безопасности возможно большую часть энергии соударения. Задача, поставленная перед этими элементами, — достичь умеренного замедления внутри «капсулы безопасности» при любых возможных столкновениях.

Кроме того, в систему защиты могут быть включены, в зависимости от класса и марки автомобиля (т. е. от возможностей и желания владельца финансировать собственную безопасность), все или только некоторые из перечисленных ниже устройств. Из них к пассивным средствам защиты относят ремни, снабженные устройством преднатяжения и ограничения критических нагрузок, подушки безопасности (передние, боковые, для колен, «шторки» по всей длине автомобиля и т. д.), активные подголовники и ряд других элементов.

В дополнение к этому все чаще используют новые технологии активной безопасности для предотвращения столкновений и улучшения контроля движения автомобиля. Они включают в себя антиблокировочную систему (ABS) с электронным перераспределением тормозных усилий (EBD), систему стабилизации курсовой устойчивости (ESP), адаптивный круиз-контроль (ACC), с помощью звуковых и световых сигналов предупреждающий об опасности, активную систему подвески (IVDC), постоянное управление демпфированием амортизаторов (CCD), систему контроля давления в шинах (TPMS) и т. д. На счету этих устройств множество сохраненных жизней.

Важно, что наличие в автомобиле системы безопасности связано не столько с требованием нормативных документов стран Европы, сколько с сознательным выбором потребителей, в том числе и наших сограждан. А спрос, как известно, рождает предложение.

Последняя линия обороны

Описание работы каждой из перечисленных систем может занять не одну статью, но сфера интересов нашего журнала заставляет самым пристальным образом в первую очередь рассмотреть одну из них — автомобильный кузов и его «капсулу безопасности». Как уже сказано, этот узел автомобиля играет в обеспечении пассивной безопасности огромную роль, являясь, по сути, нашей «последней линией обороны». К роме того, его жесткость, особенно жесткость на кручение, прямым образом влияет на управляемость автомобиля, а значит, обеспечивает активную составляющую безопасности. Качество капсулы безопасности и уровень пассивной безопасности всего автомобиля определяют с помощью краш-тестов. Последнее время в разработке систем пассивной безопасности достигнуты результаты, которые позволили обеспечить принципиально иной, на порядок более высокий уровень безопасности автомобиля. Несмотря на ужесточающиеся требования, каждое новое поколение европейских автомобилей, разработчики которых придают безопасности большое значение, набирает большее количество «звезд» при испытании по стандартам Euro-NCAP, чем предыдущее.

822.jpgРезультаты краш-тестов и их сравнительный анализ, выполненные как специалистами самих автопроизводителей, так и сторонними независимыми экспертами, доступны всем. Положительные достижения в этой области уже давно успешно используются продавцами как конкурентные преимущества. А отставание дает повод даже приостановить продажи отдельных марок автомобилей, что произошло в Европе с некоторыми китайскими машинами после их испытания.

Весьма важно, что увеличение прочности капсулы безопасности автомобилей последних поколений сопровождается общим снижением веса транспортных средств.

Мировая практика показала, что увеличение жесткости кузова при одновременном облегчении конструкции и сохранении приемлемой стоимости автомобиля на сегодняшнем уровне развития техники и технологии возможно только при одновременном использовании в конструкции автомобильного кузова различных видов сталей, в том числе и высокопрочных. Обычно используют три группы стали:

- Мягкая сталь. Когда-то автомобильные кузова полностью делали только из этого материала. К узов автомобиля, спроектированного в 2007 году, состоит из мягкой стали лишь на 20%. Из нее делают только детали внешней облицовки, служащие «кожей» автомобиля.

- Стали типа HLE (Haute Limite Elastique — Высокая степень упругости) или DP (Dual Phase). Это большая группа сталей повышенной прочности включает в себя материалы, отличающиеся по способу производства. Стали этого типа являются основным материалом для изготовления несущей структуры современного кузова.

- Стали типа USIBOR, TRIP (соединение в одной структуре бейлита, аустенита и феррита) и другие многофазные стали. Это высокопрочные стали последнего поколения. Их применяют для создания недеформируемых зон в кузове автомобиля (усилители дверей, усилители бамперов, центральные стойки, рамки лобовых стекол и т. д.).

Раньше такие стали использовались только в автомобилях высшего класса, а теперь они обычны даже в кузовах машин группы С1. Для защиты автомобильного кузова от коррозии стальные детали могут быть покрыты слоем цинка. При этом используют две различные технологии нанесения цинка: электроцинковку (EZ) — нанесение цинка с помощью электролиза, и гальванизацию (G) — нанесение цинка путем погружения детали в расплавленный цинк (самый распространенный метод цинкования).

Грамотное сочетание в конструкции автомобиля всех видов сталей (а современный кузов может быть собран из семи различных марок сталей) позволило создать автомобиль, в полной мере соответствующий современным требованиям безопасности. Одним из важнейших условий, поставленных перед разработчиками современных безопасных кузовов, было создание вполне ремонтопригодных конструкций. И теперь можно с уверенностью сказать, что современный автомобиль может быть восстановлен после аварии средней тяжести с полностью сохраненным уровнем безопасности при соблюдении технологии и применении оборудования, рекомендованных автопроизводителем.